Внимание! Портал Московской консерватории «Российский музыкант 2.0» закрыт 31 августа 2009 года в связи с расформированием Научного отдела по работе с интернет-сайтом. Это архивная копия (15 сентября 2008 года — 31 августа 2009 года).

Новаторские черты гармонии в романсах Н. Я. Мясковского //

2 ноября 2008 / Musica theorica 13

mt13Вокальное творчество Н. Я. Мясковского, охватывающее 1901-1950 годы, включает кантаты, хоры, хоровые песни, многочисленные циклы романсов. Автор более 100 романсов, он создавал их на протяжении всего творческого пути. По словам Б. Асафьева, в них, «как в лаборатории его творчества, можно как нельзя лучше наблюдать трансформацию элементов языка, процесс оформления и эволюцию композиторского мышления»1.

Гармонический язык вокального творчества Мясковского подчас не менее интересен и сложен, чем язык его симфоний, ведь в камерной музыке ему — как композитору советской эпохи — легче было позволить себе быть менее «понятным» и доступным, чем в крупных, рассчитанных на массовую аудиторию произведениях. Можно допустить, таким образом, что в романсах, квартетах, сонатах было больше эксперимента. Мы рассмотрим наиболее гармонически интересных и новаторских романсов Мясковского. Однако до сосредоточения на проблеме гармонии попытаемся очертить поэтический рельеф вокальной лирики композитора.

По мнению Асафьева, «нервная, подвижная, скользящая ткань, характерная для произведений Мясковского, — символ крайней степени личной замкнутости…от боли за свои переживания и своего рода стыда за свои эмоциональные обнажения»2. В ранних произведениях, как и во всём раннем творчестве в целом, преобладают мрачные, депрессивные, ночные образы (действительно, одно слово «ночь» встречается в текстах ранних романсов не менее двенадцати раз!)3, что, как известно, во многом было связано с особенностями личности Мясковского и его судьбы. Сам композитор подчеркивал, что «стремление к свежести, некоторой новизне, также к уединению, таинственности, к неглубокому пессимизму»4  было у него всегда, с юношеского возраста.

По словам Ю. Н. Холопова, «гармония Мясковского, как и его музыка, не стремится поразить слушателя остротой и резкостью созвучий, увлечь его дерзкой находкой, блеском и яркостью колорита… Новизна звучания музыки создается не только (а часто — и не столько) с помощью неведомых ранее сочетаний, но прежде всего за счет иного, индивидуально своеобразного применения относительно старых элементов и приемов гармонии»5. Это своеобразное применение видно уже на уровне отдельных созвучий, играющих почему-либо заметную роль в произведении, и вообще на уровне выбора круга сонантных структур.

Среди созвучий, которые Мясковский употребляет в своих романсах, выделяются мягко диссонирующие аккорды с основой 4.6. Иногда это диатонический малый мажорный септаккорд, иногда он же с пониженной квинтой. Кроме того, широко употребляется увеличенное трезвучие, встречаются и малые минорные септаккорды, но в меньшем количестве (при этом 4.6 и 4.4 нередко становятся ДКЭ-структурами, как в романсах «Долина-храм», «Как ни тяжел последний час»).

Пример 1. Разрешение сложных многозвучных диссонансов в более простыеЗвучащие иногда достаточно жестко многозвучные диссонансы оказываются истолкованы просто как неаккордовые звуки (сгустившиеся в так называемые вторичные аккорды), которые разрешаются в диссонансы более мягкие.

Особенностью этого задержания является то, что оно двойное, причем восходящее задержание в теноре первоначально целотоновое, а не полутоновое, что сообщает целому дополнительную остроту звучания. Отметим большой перепад сонантности между задержанием и разрешением: в момент задержания созвучие гораздо более разнолико и содержит два интервала септимы (fis-eis, h-a), а в момент разрешения ни одного.

Пример 2. Заключительная тоника в романсах цикла ор. 21Если попытаться представить удельный вес консонантных и диссонантных созвучий в гармонии романсов Мясковского, то можно отметить, что их соотношение не одинаково в разных циклах. Например, в цикле ор. 21 на слова Тютчева роль консонантных трезвучий на порядок выше, чем в окружающих сочинениях.

Показательно то, как представлена заключительная тоника в различных романсах. (Именно последнее созвучие является итогом сочинения, следовательно, вдвойне важен его выразительный смысл). Во всех трех романсах ор. 21 заключительные аккорды диссонируют; во втором и третьем они пятиголосны, первый заключается семиголосным аккордом.

Изредка встречаются у Мясковского полиаккорды. В таких крайне напряженных созвучиях выделяется не столько регистровое расслоение, сколько сонантный контраст между ними.

Ярким образцом является первое созвучие романса «Любовь» на стихи Дельвига.

Пример 3. Начальное созвучие романса «Любовь»Основные тоны находятся в тритоновом соотношении. В целом это гемиаккорд, у которого полутон помещен в нижний регистр. Заключительное созвучие здесь — Т с побочными тонами. Восьмиголосный аккорд предрасполагает к гармоническому расслоению: слышна полигармония Т7 и S6. Но из-за того, что основной тон — верхний, суббакорд довольно слаб и следует рассматривать созвучие как моноаккорд диссонантной Т, состоящий последовательно из следующих тонов (цифры означают соответствующие звуки аккорда):

4
9
6>
3
7
5
T
(4 — побочный тон)

Обратим внимание на то, что в этом аккорде вертикализована вся диатоника b-moll.

Пример 4. Заключительное созвучие романса «Любовь»Рассмотренные образцы дают общее представление о характерных чертах аккордики Мясковского, они связаны со стремлением к многозвучной вертикали (4-7 голосной), которая предрасполагает к богатому использованию диссонанса.

Важное значение для Мясковского имеет ладовая окраска. Особенно часто встречаются дорийский и фригийский лады, реже миксолидийский и лидийский, также ангемитонные (например, в романсе «Эльбрус и самолёт» даётся сопоставление черноклавишной пентатоники с белоклавишным дорийским d).

Но наиболее интересные черты сосредоточены в области техники хроматической тональности и применения её разных состояний. Особенно отметим неоднократное использование переменной тональности.

Часто у Мясковского состояние тональности мотивировано содержанием текста, не является исключением и романс «Они любили друг друга» на стихи Лермонтова.

Н. Я. Мясковский. Романс «Они любили друг друга». С. 1Н. Я. Мясковский. Романс «Они любили друг друга». С. 2Н. Я. Мясковский. Романс «Они любили друг друга». С. 3

Он написан в форме периода (метрический и графический такты не совпадают). Очевидно, что переменность центра прямо отражает финал стихотворения о влюблённых, которые не узнали друг друга в загробном мире. Рассмотрим интонационно-гармонический план романса подробно.

Парадоксальный образ любви, странно сочетающий в себе и сильное притяжение и не менее сильное отталкивание, запечатлён в гармонии Мясковского при помощи не только тональной переменности, но и другого приема. Повсеместное внедрение (мало)секундовых интонаций следует считать здесь техникой ДКЭ; развертывание этого элемента происходит постепенно: поначалу мелодически (см. тт. 3-5), также и в гармонии, как созвучие с побочными тонами (т. 2 уже представляет собой мини кластер d-e-f, образованный словно бы звуками доминантовой септимы, октавы и ноны одновременно). Подобная гроздь секунд звучит в аккомпанементе 6-го такта. Далее побочный тон ноны внедряется в гармонию Т6< : малая секунда превратилась в большую септиму c-h.

До сих пор малые секунды только усложняли аккордовую вертикаль, но не становились основой связи между аккордами. Это происходит впервые в каденции второй фразы, когда господствовавший до сих пор вполне ясный мелодический a-moll приобретает черты хроматической тональности, поскольку содержит последовательность гармоний ТЗначок перевернутой атакты(тт. 14-15,Значок атакта, заметим, с 7< ). В третьей и четвёртой фразах наступает просто апофеоз малосекундовых связей. 10 аккордов, составляющих эти фразы, соединяются друг с другом исключительно плавно, причем нет ни одного интервала между голосами кроме м. 2!

Пример 5. Романс «Любовь». Редукция Говоря о голосоведении Мясковского, Асафьев подчеркивал, что принципы голосоведения — «строго канонические, лядовской школы, как бы ни смущала их сложная видимость»6

Однако, несмотря на развитую хроматическую последовательность, в которой тональный ориентир иногда исчезает (на словах «пусты и хладны» — речь идёт об инверсии влечения героев — отчуждении), каденция восьмого метрического такта свидетельствует о том, что тональность а-moll всё ещё господствует, и только необратимые перемены, о которых повествуют две последние фразы, заставляют композитора прибегнуть к экстраординарным гармоническим приёмам.

Первый из них — полигармония. Диссонантное созвучие Fis cis a e1 f1 a1 c2 (т. 22) слышится уже как полиаккорд, составленный из двух субаккордов: верхний из них — это Т6→5 (т. 51), нижний гармония малой субмедианты. Центр fis объединяет гармонии тт. 52-53, а потом уступает место es-moll, тоника которой выражена диссонантным комплексом со слабо слышимым основным тоном.

Интересно, что гармония Мясковского здесь — будто бы непосредственный оттиск поэтического текста Лермонтова: заключительная диссонантная Т представляет собой почти полную вертикализацию мелодической линии на словах: «но как враги избегали признанья» (тт. 18-21). То, что в первом предложении было мелодией, стало в заключительном кадансе аккордом; мрачные предчувствия экспрессивного лермонтовского текста оправдались и заставили композитора превратить горизонталь в вертикаль.

Гармония романсов Мясковского раскрывается как многоцветная выразительная палитра, в чём-то даже преувеличенно гибко реагирующая на малейшие изменения поэтического текста. Применяемые техники различных состояний тональности, ДКЭ, равно как выбор и сочинение индивидуализированной структуры вертикальных созвучий, абсолютно органично соседствуют в его гармоническом языке, в котором различимы и тонкость импрессионизма, и тяжеловесная внезапность экспрессионистского письма, и диатонические корни русской гармонии.

Научный руководитель — Г. И. Лыжов


  1. Асафьев Б. В. Мясковский как симфонист // Н. Я. Мясковский: Собрание материалов в 2-х томах. Т. 1. М., 1964. С. 32. [обратно]
  2. Асафьев Б. В. Критические статьи, очерки и рецензии. М., 1967. С. 230. [обратно]
  3. «Из юношеских лет»: «Побледневшая ночь», «В полночь месяц», «У моря ночью», «Над пустыней ночною морей...» («Альбатрос»), «...безмолвный Сфинкс царит на фоне ночи» («Сфинкс»), «...сумрак бледнеет ночной» («Смерть, убаюкай меня»), «...тот, кто знает жизни гнет, тёмной ночью отдохнёт» («Колыбельная песня»). «Шесть стихотворений Блока»: «...мрак ночной, по нем ползущий» («Полный месяц встал над лугом»), «..будет ночь и вьюга холодна» («Милый друг!..»), «В ночь молчаливую», «..во мне глухая ночь, и нет для ней утра» («Нет боле искр живых»). [обратно]
  4. Из письма В. В. Яковлеву. Цит. по: Холопов Ю. Н. Очерки современной гармонии. М., 1977. С. 275. [обратно]
  5. Холопов Ю. Н. Указ. соч. С. 275. [обратно]
  6. Асафьев Б. В. Мясковский как симфонист // Н. Я. Мясковский: Собрание материалов в 2-х томах. Том. 1. М., 1964. С. 33. [обратно]

Откликнуться