Внимание! Портал Московской консерватории «Российский музыкант 2.0» закрыт 31 августа 2009 года в связи с расформированием Научного отдела по работе с интернет-сайтом. Это архивная копия (15 сентября 2008 года — 31 августа 2009 года).
История европейской хроматики восходит к античной теории интервальных родов. Однако важнейшим этапом практического освоения хроматического рода была эпоха модальной гармонии эпохи конца Ренессанса и начала Нового времени. Хотя существуют образцы модальной хроматики, относящиеся к XIV веку, ее расцвет приходится на середину XVI — начало XVII веков. После Маркетто из Падуи (XIV в.), впервые в европейской теории рассмотревшего хроматические звукоотношения, в качестве апологета хроматики выступил Н. Вичентино. В его трактате «L’antica ridotta alla moderna prattica» («Древняя музыка, приведенная к современной практике», 1555) теоретически обосновывается использование двух видов хроматических тем; одна из них известна под названием passus duriusculus, вторая представляет собой заимствованный из античной теории тетрахорд в хроматическом интервальном роде. Использование последнего продемонстрировано содержащимся в трактате музыкальным «Образцом хроматического рода» («Essempio del genere cromatico»).