X фестиваль «Еarly music». «Concerto Palatino»
22 ноября 2007 / Концерт, Фестивали
В этом году юбилейный фестиваль старинной музыки, проходивший с 16 сентября по 8 октября в Санкт-Петербурге и Москве, порадовал нас концертами ведущих коллективов и солистов в области аутентичного исполнительства: французских «La Poeme Harmonique» и «Organum», петербургских «Солистов Екатерины Великой», контртенора М. Чанса, прославленного каталонца Ж. Савалля. Роскошным подарком санкт-петербургской публике явился концерт нидерландского клавесиниста Г. Леонхардта.
Знаковым событием прошедшего фестиваля стало выступление интернационального коллектива «Concerto Palatino» (худ. руководители Б. Дики и Ш. Тоет), состоявшееся 8 октября 2007 г. в московском Римско-католическом соборе. Солировал в концерте бас Гарри ван дер Камп (Нидерланды).
«Concerto Palatino» был основан более 15 лет назад. Помимо сольной деятельности ансамбль участвовал в записях музыки под руководством Ж. Савалля, М. Сузуки. Гарри ван дер Камп также имеет обширную дискографию: в разные годы певец выступал с Н. Арнонкуром, Г. Леонхартом, Э. Лоуренсом-Кингом…
В рамках фестиваля earlymusic состоялся первый приезд коллектива в Россию. Консорт солирующих корнетов и тромбонов поддерживали в качестве basso continuo теорба и орган. Название ансамбля апеллирует к болонскому духовому ансамблю, существовавшему более 200 лет назад.
Музыкантами была представлена интереснейшая программа «De Profundis: духовная музыка для баса и духовых инструментов, 1580-1650», бóльшая часть которой звучала в Москве впервые. Произведения сочинялись композиторами именно в расчете на низкий тембр тромбонов и солирующего баса. Подобные ансамбли были распространены в Германии в XVII веке. Значительную часть концерта и составляли произведения немецких авторов того времени: интрады Л. Хасслера, мотеты Г. Шютца, Т. Зеле и других авторов. Другую тембровую грань являла музыка итальянских композиторов с преобладанием серебряного тембра корнета.
Особенного внимания заслуживает прекрасный певец Гарри ван дер Кампа. Ему удавалось совместить, казалось бы, невероятную для баса виртуозность с эмоциональной насыщенностью музыкального текста.
Несомненным плюсом концерта было удачное расположение исполнителей на хорах Римско-католического собора. К сожалению, предыдущие московские концерты юбилейного фестиваля были практически провальными с точки зрения акустики. Звук едва ли «долетал» дальше 5-6 рядов, коих в соборе не менее 20, растворяясь в первых рядах. Однако «Concerto Palatino» удалось так органично использовать акустику собора, что слушатель оказывался как бы внутри звучания инструментов и голоса, улавливая слухом тончайшие имитации и эхо-обертоны. Очевидно, что композиторы прекрасно знали специфику пространства католического храма и использовали в полной мере ее возможности.
Остается только сожалеть о тех, кто остался непричастен столь редкому событию: не каждый день услышишь в Москве исполнителей такого высокого уровня, тем более на корнетах и барочных тромбонах! Зал костела был заполнен только на треть, и это после аншлаговых концертов несколькими днями ранее… Надеюсь, первое знакомство московской публики с этим ансамблем перерастет со временем в прочную взаимную дружбу.
Софья Гандилян,
студентка IV курса
Опубликовано в «Трибуне молодого журналиста», ноябрь 2007