Внимание! Портал Московской консерватории «Российский музыкант 2.0» закрыт 31 августа 2009 года в связи с расформированием Научного отдела по работе с интернет-сайтом. Это архивная копия (15 сентября 2008 года — 31 августа 2009 года).

Чувство приобщения к истории //

13 октября 2008 / Былое

Страницы: 1 2

Архив Московской консерватории хранит уникальные документы, открывающие страницы музыкальной истории XIX и ХХ веков.

Личные дела студентов в дореволюционный период образуют особый блок документов архива, ведь сегодня это один из самых востребованных научных фондов. В нем хранятся дела студентов, обучавшихся в консерватории со дня ее основания в 1866 году и до 1917 года.

В состав личного дела входили прошения о приеме , ходатайства, послужной список ходатая (отца, брата, дяди), свидетельство о рождении с указанием вероисповедания, документы об образовании (чаще всего гимназический аттестат, свидетельство об окончании среднего музыкального училища), экзаменационно-зачетная ведомость, свидетельство об окончании курса обучения в консерватории (выдавалось до получения диплома), диплом, справки об отпусках на каникулы, по болезни и др., справки о получении документа об окончании или учебе в консерватории и, наконец, сведения о награждении выпускников золотыми и серебряными медалями.

Диплом об окончании

Диплом об окончании Московской консерватории — это одна из составляющих личного дела.

Диплом выпускника Московской консерватории заслуживает особого внимания: он был выполнен на толстом картоне, размеры имел немалые: 55 сантиметров в длину и 40 — в высоту. Помещенный в красивую деревянную рамку, он мог служить украшением любой гостиной. Автографы прославленных профессоров — Николая Голованова, Константина Игумнова, Карла Киппа, Антонины Неждановой, Николая Ладухина — присутствуют в личных делах и на дипломах многих выпускников консерватории.

Украшал Диплом Герб государства Российского — двуглавый орел. Также он был изображен и на тисненой печати в левом углу Диплома. Святая Цецилия — покровительница искусств, изображенная на Дипломе, вдохновляет будущих музыкантов, вступающих на творческий путь.

Насколько высок был статус выпускника Московской консерватории, мы можем судить по тому, какими дополнительными правами и льготами они наделялись. Об этом мы можем прочесть на оборотной стороне Диплома:

В фонде представлены дела студентов всех классов, которые были в те годы: фортепианного, скрипичного, виолончельного, арфы и других оркестровых инструментов, композиции, вокального. Как известно, поначалу набор специальностей в первые годы существования консерватории был далеко не полным. Мечтой первых руководителей консерватории было создание полноценного оркестра. И к 1869 году эта цель была достигнута: в первых оперных спектаклях консерватории оркестр был уже свой. Личные дела конца 60-х годов 19 века как раз отражают динамику появления новых специальностей.

Многие из учеников Московской консерватории тех лет, в свою очередь, стали основой ее профессуры. Можно выстроить несколько рядов преемственности. Так, Сергей Танеев учился у Николая Рубинштейна и Петра Чайковского. У самого Танеева учились Рейнгольд Глиэр, Анатолий Александров, Евгения Фабиановна Гнесина. Александр Гольденвейзер — по специальности учился у Александра Зилоти, и оба они также учились у Танеева. Профессор консерватории Александр Гедике учился у знаменитых Павла Пабста и Василия Сафонова.

В личных делах отобразился социальный и национальный состав студентов. Московская консерватория была одним из самых демократичных учебных заведений России. В ней учились представители всех слоев общества — от титулованного дворянства до крестьян. Такое же многообразие и в национальном отношении: русские, евреи, поляки, прибалты, немцы, молдаване, греки, армяне, грузины.

Скрытое от глаз

Некоторые документы открывают новые нюансы в биографии той или иной личности. Так, например, выяснилось, что настоящее имя советского композитора, автора известного балета «Лауренсия» Александра Абрамовича Крейна — Ицхак.

Поразителен и послужной список Соломона Сараджева — отца знаменитого дирижера.

Эти и другие детали можно открыть для себя, изучая документы архива Московской консерватории.

Таков общий состав документов личных дел студентов. Ни в одном отдельном личном деле полностью он не сохранился. Тем не менее, к дореволюционным студенческим делам регулярно обращаются российские и зарубежные исследователи, черпая в них материал для научных работ.

Страницы: 1 2

2 комментария на “Чувство приобщения к истории”

Опанасенко Александра 15 февраля 2009 в 15:01

Спасибо!Бояринов В.С.мой прадед.Его дочь Чиннова( Бояринова) Н.В.была арестована и сослана в 1937г,как жена врага народа,все архивы-изъяты НКВД.Вы подарили надежду на востановление корней.

Кирикова Глафира 20 февраля 2009 в 10:15

Извините, могли бы помоч мне разабратся Думаю что Глафира Кирикова родствиница моего деда. пожалуйста напишите мне ее дание, имя очества и когда родилас в какой семе. Собираю своих предкох и хотела бы разрешит, кто такая Глафира Кирикова, потому что у моего деда била и тета и сестра Глафира, так может быт что ето она. Спасибо Вам огромное, Татьяна

Откликнуться