Внимание! Портал Московской консерватории «Российский музыкант 2.0» закрыт 31 августа 2009 года в связи с расформированием Научного отдела по работе с интернет-сайтом. Это архивная копия (15 сентября 2008 года — 31 августа 2009 года).

От классики к электронике //

22 января 2008 / Концерт, Музыка современности

композиторы21 ноября 2007 года в стенах Рахманиновского зала состоялся очередной концерт из произведений студентов-композиторов. Были представлены сочинения, разнообразные не только по жанрам и стилям, но и по инструментальным составам: от классического струнного квартета до оригинальных опусов, написанных для «неакадемических» музыкальных инструментов, в частности, электроакустической гитары.

В первом отделении свои произведения представили С. Ким, А. Манасян, А. Сеилова, А. Павлова, Е. Карпикова, Т. Шатковская. А. Кравцов вынес на суд публики «Вариации на оригинальную тему» для флейты, скрипки, кларнета и виолончели, которые были выдержаны в строгом академическо-классическом стиле. С большим вкусом прозвучало сочинение «Solaris» для электроакустической гитары в исполнении автора — Е. Старенковой. В этой замысловатой пьесе электрогитара была показана во всех технических и тембровых возможностях — как струнный, щипковый и ударный инструмент. Запомнилось и сочинение А. Ващиной «…И держит небо пред собой» для струнного оркестра.

Во втором отделении концерта выступил ансамбль электроакустической музыки «Live electronics», в состав которого входят студенты, аспиранты и выпускники композиторского и историко-теоретического факультетов: В. Горлинский, М. Пучков, Е. Саничева, А. Наджаров, В. Громадин.

В качестве акустического материала сочинения «Track № 1» В. Горлинский использовал звуки и тембры гитары. Композитор осуществил идею создания переходных процессов — настолько плавных, что любые частицы музыкальной ткани, находящиеся рядом, кажутся абсолютно равными. Произведение «Nostalgie» В. Громадина соединило в себе звучание клавесина с его же электронным преобразованием. В нем были слышны отголоски разных музыкальных стилей — от европейского барокко до японского оркестра гагаку.

В названии импровизационной пьесы М. Пучкова «211107203017» было зашифровано время и место ее исполнения — 21 ноября 2007 года (день концерта), 20:30. Яркое и экспрессивное «Spontanissimo» Е. Саничевой разворачивалось от вступительной сольной каденции у фортепиано (Ф.Амиров) к ее последующим переосмыслениям средствами электроники. Диалог «живого» инструмента и алгоритма «Contradiction» в сочинении А. Наджарова был неоднозначным: то дуэт, то дуэль. Однако благодаря великолепному исполнению А. Круглова (саксофон) все происходящие метаморфозы прозвучали вполне логично.

Несмотря на то что по своему объему и разнообразию музыкального материала концерт длился более 3,5 часов, публика с восторгом принимала сочинения молодых композиторов, которые были исполнены на высоко профессиональном уровне. Отдельная благодарность — ансамблю «Live electronics»!

Андрей Сурков,
студент IV курса

Фото Алексея Наджарова

Опубликовано в газете «Российский музыкант», январь 2008

Откликнуться