22 сентября 2007 / Память
Отечественное музыковедение понесло невосполнимую утрату. 17 августа 2007 года ушла из жизни Валерия Стефановна Ценова — профессор кафедры теории музыки, доктор искусствоведения, член Союза композиторов, автор более 80 публикаций на различных языках — ученый с мировым именем. Блестящий педагог, она была обожаема учениками и вызывала искреннее восхищение окружающих.
Достигнув вершин музыкальной науки, обладая широчайшим кругом творческого общения (в том числе в среде крупнейших композиторов-классиков ХХ века), Валерия Стефановна никогда не демонстрировала своей значимости и статуса. Даже когда заставляла жизнь. Она не любила пафоса ни в чем, не переносила шумихи вокруг себя. Была закрытой для посторонних любопытствующих взглядов, оберегая то, что несла и хранила глубоко в душе. Быть может поэтому тяжелые испытания, выпавшие на ее долю, особенно в последний период, оставались для окружающих практически незамеченными. Испытания, которые она встретила с потрясающим самообладанием и достоинством.
По натуре очень скромная, даже застенчивая, Валерия Стефановна не любила говорить о себе. Если и делала это, то по необходимости, в сжатой конспективной форме. Оттого теперь слова из ее уст кажутся особенно драгоценными — как первоисточник, к которому она всегда учила обращаться — подобно «сказанному композиторами на языке своей собственной музыки». Мы публикуем неизвестное московским читателям интервью, подготовленное для научного сборника в Минске. Валерия Стефановна отредактировала его в конце марта и ждала публикации.
Вы молоды, но уже маститый теоретик, имеющий несколько дипломников и аспирантов. Как была найдена Вами сфера научных интересов и как, где Вы находите темы для Ваших питомцев? Насколько мне известно, у Ю. Н. Холопова был список тем…
Меня всегда интересовала современность, и Юрий Николаевич, видимо, почувствовал это и сразу направил меня в современную музыку. Он угадал, это — мое.
Со своими подопечными я поступаю так: у меня есть свой список тем, проблем, которые, на мой взгляд, требуют углубленной разработки; я их предлагаю, а точнее, даю дипломнику, аспиранту, и мы работаем. Вот и все.
Как Вы оказались в музыке, а точнее — в теории музыки?
Очень просто: я обучалась игре на альте, но переиграла руку. Долго сокрушалась, потому что была влюблена в свой инструмент. Но победила музыка, и я «ушла» в теорию.
Кто оказал влияние на становление личности?
Сначала, конечно, родители, а затем — Ю. Н. Холопов. Он восхищал меня своей всесторонностью и глубиной мысли. Его интерес к философии, особенно к философии А. Ф. Лосева, в свое время повлиял на меня при создании концепции книги о С. Губайдулиной. «Музыкальное число» Лосева преподавалось Ю. Н. Холоповым (с 1998 года), и когда я созрела для понимания Числа, то «ввела» в свое сознание, а затем и в работы. Затем стала замечать, что мыслю по-пифагорейски: пифагорейцы считали, что «всё есть число». Так сформировался мой взгляд на мир, на природу вещей, в том числе и на музыку. Так что становление моей личности во многом определено философией А. Ф. Лосева — Ю. Н. Холопова.
Что Вы считаете главным в работе, без чего себя не видите?
Я очень люблю преподавать. Люблю готовиться к лекциям и готовлюсь долго и тщательно, люблю обновлять курс, открывать новое. Для меня педагогика — творческий процесс, связанный с созиданием в рамках Программы.
В этом процессе меня интересует не только то, что отмечает студент, но и как он это делает: формально, с прохладцей или, напротив, очень живо, заинтересованно. Я также люблю наблюдать, как они растут, как крепчает их профессионализм. Другими словами, я очень люблю свою профессию преподавателя музыкально-теоретических дисциплин. А профессором и доктором я себя не чувствую: работаю с интересом и требую высокой отдачи ото всех.
Можете ли Вы сказать, что сделали все, что хотели?
Я бы сказала иначе: я делаю все, что считаю нужным для всех.
Как проходит у Вас процесс написания текста?
Обычно я долго думаю, обдумываю все детали, а затем долго пишу, придираясь ко всем мелочам.
Вы известный и востребованный педагог. Вас приглашают преподавать в другие страны. Где наиболее интересно?
Я была в Японии, Швейцарии, Австрии… Интересно всюду. Но наиболее «продвинутый» студент — у нас.
Вы религиозный человек. Что представляет для Вас идея святости?
Да, я православный человек. К религии отношусь по-христиански: я верую. За нехваткой времени не всегда удается побывать в церкви, но Бог всегда во мне.
Какие человеческие качества Вы цените превыше всего?
Отвечу коротко: порядочность, ум и доброту.
Были ли в Вашей жизни моменты, когда бы Вы хотели все оставить и заняться чем-то другим?
О, нет. Такие мысли меня не посещают. Как бы ни было трудно, а иногда ситуация кажется безнадежной, я — на месте, я — в своей ауре и то, чем я занимаюсь, — моя жизнь…
Материал предоставлен М. Воиновой
Опубликовано в газете «Российский музыкант», сентябрь 2007
Читайте также статью Б. Г. Тевлина Прощание.