Музыкант от Бога
20 сентября 2007 / Память
Еще совсем недавно весь музыкальный мир отмечал 75-летие народного артиста РСФСР, профессора Федора Серафимовича Дружинина, а Московская консерватория — полвека его служения в родных стенах учебного заведения. 6 апреля в переполненном Рахманиновском зале прошел авторский вечер Дружинина-композитора, приуроченный к его юбилею. Вместе с давно полюбившимися публике и прочно вошедшими в исполнительский репертуар произведениями прозвучали сочинения, созданные им совсем недавно. А 1 июля Федора Серафимовича не стало…
Таких творцов с энциклопедической мощью знаний и величайшей исполнительской отдачей, что свойственны были Федору Дружинину, родная земля родит нечасто! Музыкант от Бога, к которому великая Мария Юдина обращалась неизменно «Мой дорогой Альт» и постоянно выступала с ним в сложнейших программах, а Анна Ахматова под впечатлением его игры написала «Чакону», одно из проникновеннейших своих сочинений о Музыке, — был в жизни прост, доступен и заполнен творчеством до краев. Само же понятие творчества по отношению к Дружинину — явление многосоставное. Это и игра на альте и виоле д’амур, и заведование кафедрой, и занятия с многочисленными учениками (среди них Ю. Тканов, А. Бобровский, Ю. Башмет, С. Степченко), а также композиторская и литературная деятельность, где он был наделен талантом особой огранки. То, что Ф. Дружинин знал и умел мастерски рассказать, вылилось на страницы его книги «Воспоминания», опубликованной в Москве и в Париже (во французской столице издание имело огромный успех, вызвав к жизни 17 рецензий).
В книге предстают блистательные эссе о музыке и музыкантах, в частности, о его кумире — Д. Шостаковиче. С последним Ф. Дружинин связан особыми узами. Он безмерно дорожил дружеским вниманием композитора: в кабинете Федора Серафимовича одно из центральных мест занимала фотография Дмитрия Дмитриевича с дивной надписью. Знаком особого внимания к личности Дружинина отмечено посвящение ему последнего сочинения Шостаковича — альтовой сонаты ор. 147, при создании которой композитор многократно советовался с будущим первым исполнителем этого произведения-завещания. В исполнении Федора Серафимовича соната получила мировую известность и была запечатлена в фильме творческого объединения «Экран», который демонстрировался во многих странах мира. Именно Бетховенскому квартету, в последний состав которого вошел Ф. Дружинин, Д. Шостакович поручал премьеры всех своих квартетных сочинений.
Член Союза композиторов России, Федор Серафимович оставил значительное творческое наследие. Среди его сочинений симфония для двух альтов и большая серия произведений для инструмента, которым Мастер владел в совершенстве, вокальная музыка, где особое место занимают духовные хоры, музыка к драматическим спектаклям.
Человек высочайшей духовной культуры и огромного интеллекта, Федор Серафимович, несмотря на тяжелую болезнь, оказался несломленным. Напротив, то, что было осуществлено за годы недуга, стало продолжением его деятельности: профессора класса альта (работа с учениками консерватории), композитора (например, рождение Шести духовных хоров), мыслителя и литератора. Каждый день был прожит наполненно. В чтении книг, как и во всем прочем, рядом были Катюша — Ангел-хранитель, друг и Муза Феди, а также преданные и обожающие дочь Елена и ее муж Юрий, крупные деятели отечественной педагогики.
Федор Серафимович постоянно проявлял неослабевающий интерес ко всей музыкальной жизни и особенно к делам своей Аlma Mater. Трогательно, со школьных лет в ЦМШ дружил с Романом Леденевым, которому неизменно показывал свои композиции. Блистательно играл в шахматы, был мастером короткого устного рассказа, болел за футбол — всю жизнь за команду «Спартак»!..
До конца дней Федор Серафимович сохранял редкостную тягу к общению с мировой музыкой. В ежедневном прослушивании классических образцов главные места в Пантеоне Дружинина занимали Бах и Моцарт. Не ведая душевной усталости, он жаждал познать что-то новое. Вдруг заинтересовался музыкой Валентина Сильвестрова. Написал композитору в Киев с просьбой прислать ноты и записи. Прослушав, изложил свои мысли в обстоятельном письме. В ответ композитор подарил Дружинину свой романс «Чакона Баха» на текст стихотворения А. Ахматовой, посвятив его альтисту.
Выдающийся музыкант, Федор Серафимович Дружинин был гордостью не только Московской консерватории, но и всей мировой культуры. Его имя навсегда останется в наших сердцах!
Опубликовано в газете «Российский музыкант», сентябрь 2007