Жемчужина Востока
21 ноября 2007 / Восток, Личности
Год назад мне посчастливилось побывать на концерте традиционной иранской музыки и вживую услышать искусство Масуда Хабиби — одного из самых известных мастеров игры на дафе, персидском ударном инструменте.
Высокий мужчина плотного телосложения с черными кудрями и густой бородой походил на персидского воина, подобно тем, которые изображены на барельефах дворца империи Ахеменидов в Персеполе. На встрече со студентами Московской консерватории Хабиби рассказал о происхождении дафа и познакомил с разнообразными приемами игры.
Оказалось, что даф — древнейший инструмент, насчитывающий многотысячелетнюю историю. С виду он напоминает обычный бубен: деревянный обруч диаметром около 40 см, обтянутый с одной стороны кожей, к которому могут прикрепляться небольшие кольца. Вместе с тем его истоки обнаруживаются в Древнем Шумере, Египте и Ассирии, причем исполнителями оказывались преимущественно женщины. В Иране этот инструмент использовался и во время народных праздников, и в дворцовых мероприятиях, а также участвовал в религиозных культах — маздеистских, позже суфийских. В Средние века даф и некоторые другие ближневосточные инструменты распространились в Испании, а затем по всей Европе. В настоящее время он бытует не только на территории современного Ирана — под различными названиями даф известен в Азербайджане, Армении, Грузии, Узбекистане, Таджикистане и других странах.
Путь Масуда Хабиби к старинному инструменту был долгим и непростым. Хабиби родился в Керманче (курдской провинции Ирана) в 1962 году, с детства занимался музыкой. В 12 лет начал учиться игре на фортепиано и немало в этом преуспел. Уже в 1978 году его пригласили на работу в качестве пианиста на радио Керманчи, а в 1988-м — на радио Тегерана и в телевизионную организацию. Вскоре мастер заключил контракт с «Тегеранским Симфоническим Оркестром» и «Симфоническим Оркестром Радио и Телевидения». В это время, кроме игры на фортепиано и некоторых других инструментах, он приступил к активному освоению дафа.
В совершенстве овладев техникой, музыкант написал несколько практических руководств и самоучителей, в том числе учебник «Новый метод игры на дафе» (в трех частях). Путем напряженного труда он развил свой уникальный способ игры на иранском бубне и создал для него собственную нотацию, благодаря чему этот инструмент стал более доступен для начинающих.
Важным достижением мастера Хабиби является усовершенствование структуры инструмента с помощью замены натуральной кожи на пластик. Новый даф очень удобен, так как в отличие от классического инструмента, поверхность которого перед игрой необходимо разогревать, не меняет высоты и качества звучания в различных климатических условиях.
Выдающийся дафист постоянно гастролирует по Ирану, Европе, Азии и Северной Америке, принимает участие в сольных и ансамблевых записях. На его счету по крайней мере 80 музыкальных композиций для кинофильмов и более 150 аудиопроектов. Недаром фамилия музыканта в переводе с арабского означает дорогой. Действительно, для многих почитателей восточного искусства он стал дорогим и любимым, постоянно открывающим сокровища иранской музыки.
Анна Козятник,
студентка IV курса
Опубликовано в «Трибуне молодого журналиста», ноябрь 2007
В публикации использованы фотографии с сайта thedaf.com.