Внимание! Портал Московской консерватории «Российский музыкант 2.0» закрыт 31 августа 2009 года в связи с расформированием Научного отдела по работе с интернет-сайтом. Это архивная копия (15 сентября 2008 года — 31 августа 2009 года).

Связь времен: старинное и современное. Музыкальные полиглоты //

20 апреля 2008 / Жизнь консерватории, Юбилеи

фисииДесять лет Факультету исторического и современного исполнительства! Казалось, только вчера приходилось доказывать в высших сферах насущную необходимость такого факультета, а теперь ФИСИИ стал украшением Московской консерватории, одной из ее уникальных черт. Хотя в учебных заведениях мира распространено изучение игры на старинных инструментах, но музыкальная практика сегодняшнего дня требует от артиста универсальности. И поэтому основатели ФИСИИ, среди которых такие выдающиеся музыканты, как Алексей Любимов, Наталия Гутман, сформулировали свое кредо так: «Старинная музыка, классика, романтизм, авангард — как разные языки. Чтобы добиться подлинности, музыкант должен стать полиглотом…».

В соответствии с данным принципом студенты ФИСИИ осваивают и старинные инструменты разных периодов, и умеют «приготовить» рояль по рецепту авангардиста Джона Кейджа, чувствуя себя в море современных техник, как «рыбы в воде».

Для студентов и профессоров ФИСИИ музыка — не музейный экспонат, с которого нужно бережно стряхивать пыль, но живая и увлекательная область человеческого опыта. Главное, что неизменно отличает творчество этих музыкантов — отсутствие скучных и банальных трактовок, бесценное умение расслышать «шум времени» как в композициях Ренессанса и Барокко, так и в опусах сегодняшнего дня.

В 2002 году из стен факультета вышли первые выпускники, и спустя годы можно уверенно констатировать — востребованность в питомцах ФИСИИ огромна, их имена у всех на слуху, они желанные гости и на филармонических сценах, и украшение таких заслуженных коллективов как «Академия старинной музыки», «Ладъ», «Мадригал», «Musica Viva», «Эрмитаж», «Pratum integrum»… В стенах ФИСИИ сложились и собственные оригинальные ансамбли: трио «A la Russe», «BaRockers», ансамбль «Золотой век», камерный оркестр факультета.

органОтметим, что ФИСИИ не замыкается в собственных стенах и открыт любым интересным проектам. Об этом свидетельствует необычайно активная концертно-просветительская работа факультета, в которую входит и исследовательско-исполнительская деятельность. Постоянно происходят презентации либо не исполнявшихся ранее у нас сочинений, либо звучавших в чуждых исполнительских традициях. За 10 лет фестивали и циклы концертов охватили все мыслимые эпохи, стили и направления. Отмечались юбилеи Баха и Шёнберга, игралась музыка эпохи Барокко и американского и российского минимализма, сочинения романтиков на инструментах XIX века и многое другое.

Сами выпускники проявляют творческую инициативу, придумывая замечательные художественные проекты — назовем, к примеру, «Все клавирные сюиты Баха», проект, консолидировавший всех студентов и педагогов-клавишников ФИСИИ, масштабный цикл «Грани эпох» (автор идеи — Мария Успенская), концертные исполнения старинных опер, первый в Москве Международный музыкальный фестиваль исторической практики «Антиквариум» (художественный руководитель — Ольга Филиппова).

Опыт приобретался в совместном музицировании с крупнейшими артистами мира, на их мастер-классах. Интенсивность культурного обмена впечатляет. За 10 лет существования в гостях у ФИСИИ побывали: профессор Королевских консерваторий Гааги и Антверпена Барт ван Оорт (молоточковый клавир, Нидерланды), профессор Высшей школы музыки Лейпцига Бенедек Чалог (траверс-флейта), солисты ансамбля «Zefiro» Альфредо Бернардини (исторический гобой), Паоло Грацци (исторический гобой) и Альберто Грацци (исторический фагот), Майкл Чанс (контртенор, Великобритания), Крис Верхельст (клавесин, Нидерланды), Мария Леонхардт (барочная скрипка, Нидерланды), неоднократно приезжал профессор Scuola di Musica Dicocesana Кристофер Стембрижд (клавесин, Великобритания) и многие-многие другие.

Десять лет — важный рубеж, и Факультет исторического и современного исполнительства подошел к нему в полном расцвете творческих сил, готовый к новым свершениям.

Доцент Е. Д. Кривицкая

Опубликовано в газете «Российский музыкант», апрель 2008

Откликнуться