Внимание! Портал Московской консерватории «Российский музыкант 2.0» закрыт 31 августа 2009 года в связи с расформированием Научного отдела по работе с интернет-сайтом. Это архивная копия (15 сентября 2008 года — 31 августа 2009 года).

Старинная музыка в современной инкрустации //

22 января 2008 / Концерт

Стимулом к сочинению музыкального произведения могут стать различные моменты. И нередко мы сталкиваемся с тем, что в роли невольных инициаторов сочинения того или иного опуса предстают исполнители, особенно когда дело касается оригинального, необычного состава. Ведь тембровое своеобразие — одна из ветвей развития современной музыки, позволяющая композитору выделиться на фоне сообщества других авторов.

Т. А. Зенаишвили уже не первый год организует в музее имени Глинки концерты, посвященные органной и клавесинной музыке. И, как оказалось, для композиторов именно соединение этих двух малопохожих инструментов явилась генератором творческих идей. В основном на этих концертах студенты Московской консерватории исполняют старинную музыку, но последнее время начала образовываться новая тенденция: молодые композиторы расширяют репертуар музыкантов, получая возможность услышать свои опусы в живом звучании. Конечно, современная музыка на подобных концертах получает очень малую «временною площадь», но это только усиливает внимание к явлениям такого рода.

На последнем концерте цикла дуэтных вечеров клавесина и органа прозвучало сочинение Дмитрия Кольцова, написанное специально для Светланы Солдатовой и Натальи Реневой. На предыдущем концерте цикла он был настолько увлечен тембровыми возможностями дуэта органа с клавесином, что не смог не создать собственного сочинения для этого, несомненно, во всех отношениях оригинального и перспективного состава. Композитор присутствовал на репетициях, сам искал необходимые тембровые решения, что называется «на месте». Такое плодотворное сотрудничество музыкантов и исполнителей не может не радовать — это наиболее удачный путь бытования современной неприкладной музыки. Ведь оригинальные составы лишены большого количества литературы, поэтому каждое новое сочинение встречается с радостью как слушателями, так и исполнителями. Возможно, современная музыка будет лучше пониматься именно в сравнении со старинной… Ведь именно сравнение позволяет давать точные и обоснованные характеристики новым творениям. Во всяком случае на таких концертах кажется, что молодые композиторы никогда не перестанут удивлять нас яркими находками.

Константин Рычков,
студент IV курса

Опубликовано в «Трибуне молодого журналиста», январь 2008

Откликнуться