Внимание! Портал Московской консерватории «Российский музыкант 2.0» закрыт 31 августа 2009 года в связи с расформированием Научного отдела по работе с интернет-сайтом. Это архивная копия (15 сентября 2008 года — 31 августа 2009 года).

Праздник кларнета //

22 января 2008 / Концерт

БагдасарянНазвание концерта, которое значилось на афише 27 ноября [2007 г.], было выбрано исключительно точно — «Праздник кларнета!». Устроил его дважды юбиляр — Рафаэль Оганесович Багдасарян, который так отметил 50-летие творческой деятельности и 70-летие со дня рождения.

Путь, пройденный замечательным музыкантом, стоит того, чтобы вспомнить его важнейшие вехи: школа военных музыкантов в Ереване, училище им. Гнесиных, Московская консерватория… Р. Багдасарян был первым, кто освоил в Московской консерватории французскую (бемскую) систему кларнетов (1957) и стал ее активным пропагандистом, а в 1960-м во время гастролей в Москве выдающийся американский музыкант Бени Гудман, услышав игру Р. Багдасаряна в Союзе композиторов, подарил ему пару французских кларнетов. Творческая дружба с А.Хачатуряном, Т. Хренниковым, К. Хачатуряном, Р. Щедриным, Р. Леденевым, В. Агафонниковым, Э. Денисовым, А. Шнитке, А. Чайковским, В. Тарнопольским и другими композиторами постоянно обогащает его исполнительское мастерство — репертуар кларнетиста изобилует сложнейшими партитурами современной музыки. Свои сочинения ему посвящают Л. Книппер и Э.Хагагортян, А. Леман и В.Артемов. Он выступает в ансамбле с такими выдающимися мастерами, как В. Ашкенази, М. Ростропович, Г. Вишневская, В. Дулова, Н. Шаховская, В. Пикайзен, В. Попов, А. Корнеев, Т. Алиханов, И. Богуславский, А. Бондурянский, В. Иванов, Э. Бароне (США), с «Московским трио», струнными квартетами имени Прокофьева и имени Комитаса, с Ансамблем солистов «2001» (Филадельфия, США)… Все это дополняет дирижерская деятельность (в 1978 г. Р.Багдасарян вторично с отличием окончил Alma Mater по классу оперно-симфонического дирижирования профессора Б. Э. Хайкина) и, конечно, педагогика.

В тот памятный вечер Рафаэль Оганесович, по им же заведенной традиции, выступал в разных ипостасях: демонстрировал расширенный вариант класса (Мерзляковское училище и Московская консерватория), показывал свои кларнетовые транскрипции, солировал и дирижировал. И в каждой из этих ролей он как истинный музыкант был превосходен. Звучали оригинальные сочинения и переложения для кларнета, многие из которых принадлежат перу Багдасаряна. Среди них «Игра темпов» О. Хромушина (инструментовка для кларнета, фортепиано, ударных и контрабаса была близка по стилю джазовой) или уже ставшая классикой транскрипция Интродукции и рондо-каприччиозо К. Сен-Санса. Из посвященных Багдасаряну сочинений мы услышали Квартет для четырех кларнетов Е. Русановой-Лукас (США), Скерцо для двух кларнетов и фортепиано Н. Попова. На сцене почти неизменно присутствовала замечательный концертмейстер класса, тонкая пианистка Рушания Аббясова, многократно дипломированная на конкурсах.

Сам юбиляр не жалел собственных сил, скорее наоборот — демонстрировал их творческую неиссякаемость. В частности, с большим чувством и вкусом прозвучало «Патетическое трио» М. Глинки в исполнении трех народных артистов России — профессоров Рафаэля Багдасаряна, Валерия Попова и Александра Бондурянского. Во втором отделении маэстро с виртуозным блеском исполнил труднейшую Сонату для кларнета соло Т. Олаха, а в финале концерта прозвучала увертюра к опере «Севильский цирюльник» Россини, где инструментовка для ансамбля кларнетистов также принадлежала юбиляру. Думается, что называть этот состав ансамблем даже не очень точно: Багдасарян дирижировал монотембровым камерным оркестром. Увертюру играли наизусть, темпераментно и виртуозно. Публика была в восторге. Бурные продолжительные аплодисменты побудили музыкантов исполнить сочинение на бис.

Более 35 лет Р. Багдасарян в качестве солиста украшал оркестр Большого театра. В рецензии Г. Шохмана «Ода оркестру Большого театра» («Советская музыка», 1982, № 7) читаем:

«Среди музыкантов-духовиков оркестра ГАБТа… в первую очередь я бы назвал кларнетиста Рафаэля Багдасаряна, мастера исчезающе-тонких, чуть ли не призрачных pianissimo, иные его сольные фразы (в „Иване Сусанине“, „Руслане и Людмиле“, „Травиате“, „Тоске“, „Спартаке“, „Чайке“) стоят целого спектакля — столько в них чувства, смысла, красоты, не говоря уже о фантастическом владении инструментом».

И сегодня исполнительское мастерство юбиляра отвечает этой высокой оценке, продолжаясь, одновременно, в многочисленных учениках.

Нет сомнения, что молодые музыканты (а их было более двадцати человек), выходившие на сцену переполненного до отказа Рахманиновского зала, составили самобытную индивидуальную творческую школу, где лидировали солисты — А. Муралов, О. Соломахин, А. Назиуллин, А. Карташев, Д. Рыбалко, С. Мунинкин, Н. Агеев. Демонстрация творческих сил этой школы кларнета была настолько яркой, что хочется пожелать их замечательному наставнику Рафаэлю Оганесовичу Багдасаряну и следующие полвека сохранить такую же неугасимую энергию!

Профессор  Е. Б. Долинская

Опубликовано в газете «Российский музыкант», январь 2008

Откликнуться