Внимание! Портал Московской консерватории «Российский музыкант 2.0» закрыт 31 августа 2009 года в связи с расформированием Научного отдела по работе с интернет-сайтом. Это архивная копия (15 сентября 2008 года — 31 августа 2009 года).

Теория межтоновых отношений и кластерная техника Генри Кауэлла (по книге «New Musical Resources») //

2 ноября 2008 / Musica theorica 13

Страницы: 1 2

Для «расщепленных звуков», производящих то или иное звуковое качество, Кауэлл предлагает следующие названия. Низкие частичные тоны способствуют «чистому» звучанию и взятый звук будет называться «чистым» («pure» tone). Следующие обертоны (от терции до ноны и децимы) производят «богатое» звуковое качество («rich» tones). «Если более высокие обертоны доминируют в звуке, то в этой пропорции качество будет звучать диссонантно или сверхдиссонантно (dissonant or discordant)». Образуется следующая многозвенная пропорция звуков: «чистые» — «богатые» — диссонантные.

Кроме этого, возможен вариант совмещения нескольких частичных тонов одновременно. «Звуковое качество может содержать в себе более двух обертонов. Его можно назвать „гармоническим“ качеством („harmonic“ quality)» (P. 34). При этом обертоны, производящие это качество, могут называться в зависимости от того, какую аккордовую структуру они производят.

Аккорды на деревянных духовых можно взять двумя способами. Первый предполагает взятие нескольких обертонов вместе на выдержанном фундаментальном тоне. Возможно, именно его имел в виду Кауэлл при объяснении понятия «гармоническое качество». Второй способ представляет собой комбинацию обертонов, взятых одновременно без звучания фундаментального тона. Эти два способа не имеют отдельных терминологических обозначений. Они известны под названием «мультифоники»1.

В результате, мы имеем несколько возможностей управления звуком с помощью обертонов. Визуально это можно представить в виде следующей схемы:

Звук (звуковое качество)

Звуковое качество
Примечание к схеме. Один и тот же обертон может быть взят от разных фундаментальных тонов и при этом звучать по-разному, то есть иметь разное звуковое качество. Например, если нужен обертон c, то его возможно взять с помощью фундаментального тона С или F. Качество звучания в конечном итоге будет различаться.

Кауэлл, как можно понять из текста, упоминает только о технике «расщепленных звуков». Отдельно взятые обертоны, возможно, уже имели распространенную практику. Такой вид техники, по утверждению Кауэлла, использовался современными ему композиторами.

Четвертый параграф — «Диссонантный контрапункт» (Dissonant Counterpoint). Основной акцент анализа Кауэлла здесь падает на принципы контрапунктирования в практике И. С. Баха и сравнение их с современными способами контрапунктирования.

Композитор задается вопросом о том, что бы произошло, если бы мы сменили центр «музыкального механизма» от консонанса к диссонансу. В этом правиле главенствующую роль будет играть диссонанс, как независимый интервал. Кауэлл предлагает систему, где большая септима, малая секунда и нона — основные интервалы; малая септима, большая секунда, и уменьшенная квинта используются как альтернатива (alternatives), то есть, как сказали бы мы, представляют собой диссонансы вторичного порядка (термин Ю. Н. Холопова). Остальные интервалы — терции, сексты, кварты, квинты — могут быть только проходящими или вспомогательными. Отдельно в этой системе находится октава, использование которой возможно в редких случаях. «В этом случае правила Баха изменяются, но не хаотичным образом, а с помощью новых законов» (Р. 39-40), то есть законов о диссонансах.

Можно заметить, что принцип систематизации интервалов, предлагаемый Кауэллом, во многом соответствует интервальному строению обертонового ряда, но в данном случае отсчет ведется не с начального интервала, то есть октавы, а с наименьшего в темперированной системе — малой секунды. Сама же интервальная вертикаль данной системы представляет собой последовательное соотношение интервалов от самых диссонантных к консонантным. Этот факт объясняет нежелательное применение октавы в данном случае, так как она является первым интервалом в ряду обертонов и, значит, последним в изложенной Кауэллом системе.

В последней главе Кауэлл вводит новый термин, который стал настолько популярен в ХХ веке, что им пользуются все. Он предлагает такие термины как тон-кластер и аккорд-кластер. Звуковые группы, или тон-кластеры2 формируются из больших и малых секунд. Принцип построения схож с принципом построения трезвучий. Как в терцовой системе мы можем образовать четыре различных трезвучия, так и в секундовой системе мы имеем четыре различных структурных варианта, а именно: большая секунда + малая наверху и наоборот; а также две большие секунды вместе; две малые секунды вместе. Таким образом, эти группы, или тон-кластеры, являются основанием для образования больших групп или аккорд-кластеров. Вследствие различных вариантов сопоставлений малых кластерных групп, мы имеем множество разнообразных видов созвучий.

Кауэлл выделяет отдельно хроматические кластеры и пентатонные группы, которые можно было бы назвать пент-кластерами. Их можно легко сформировать по черным клавишам. Аналогично можно построить кластеры по белым клавишам.

Что касается интервального наименования кластеров, то здесь все зависит от структуры, образующейся между крайними звуками. Если звуковая группа состоит из двух полутонов и образует при этом большую секунду по краям, то его можно назвать большесекундовым кластером и т. д.

Кауэлл. КластерыКластер-аккорды можно расположить по функциональному принципу. В данных примерах изложена простейшая последовательность аккордов, функционально скрепленных между собой. Каждый голос такого аккорда может служить основным тоном для организации кластеров. Квартовые тон-кластеры являются главным организующим звеном. Именно они представляют собой «части» для формирования широкообъемного кластера.

Предлагая различные способы разработки кластеров, Кауэлл также рассматривает способы контрапунктирования в сфере кластеров, что можно было бы назвать контркластерной техникой, различные способы движений кластеров. Кауэлл предлагает специальные обозначения кластеров, точнее их нотацию. Такие плотные звуковые образования с различными типами исполнения имеют свою специфику и требуют собственного, специального нотного обозначения. Кауэлл пишет: «Для удобства чтения продолжительность звучания какого-либо звука могла бы быть представлена черной линией, которая будет пролегать по нотному стану до тех пор, пока звучит этот звук. Дополнительные звуки записываются как обычно. Такой способ устраняет потребность в залиговывании нот» (P. 126-127). Пример а  (ниже) показывает способ исполнения кластера посредством известного обозначения. В  примере b изложен аналогичный способ исполнения, но только в новой нотированной системе.

Способы исполнения кластеровТакие кластеры названы Кауэллом «движущимися» (moving cluster). Возможно, что здесь под названием «движущиеся кластеры» Кауэлл подразумевал ряд кластеров, находящихся в полутоновом соотношении, то есть идущих по звукам хроматической гаммы. На русском языке было бы более точным называть такие кластеры «ползущими». Они, в свою очередь, отличаются от вышеперечисленных видов, так как здесь основополагающим является линейный принцип. Данный вид нотации Кауэлл представляет как сегменты геометрических фигур.

Кауэлл пишет: «Есть три способа „растяжения“ таких кластеров: первый — начинается с нижнего звука и увеличивается посредством наслоения звуков; второй — наоборот, начинается с верхнего звука этого кластера и тоже увеличивается посредством наслоения звуков, но только не вверх, а вниз; третий — начинается с серединного звука кластера и распространяется в противоположные стороны» (P. 127).

Растяжение кластеров«Если мы рассматриваем движущиеся кластеры как единицы, то мы можем заметить, как они объединяются в большие единицы гармонии» (Р. 130), — пишет Кауэлл. В данном примере видно, что отправной точкой для наслоения звуков является интервал децимы. Этот интервал представляет собой основу для разработки кластеров таким образом: «От интервалов, построенных вверх, возможно образовать аккорды».

Один из интереснейших способов разработки кластеров заключается в постепенном «бросании» составных элементов кластер-аккорда. Этот способ может быть представлен в инверсионном виде, когда кластер-аккорд сооружается с помощью заполнения тон-кластеров. Наслоения тон-кластеров Кауэлл называет сложением (arpeggiation)3, а противоположный способ — вычитанием (subtraction).

Способ разработки кластеровВ  этом примере видно, что некоторые группы кластер-аккорда отслаиваются от общего целого, в результате, преобразуясь в другой структурный вид. Смена строения за счет «вычитания» или «сложения» — один из ярких эффектов, предназначенных для слухового восприятия.

В заключение стоит сказать, что труд Генри Кауэлла является поистине ценной находкой, особенно для практикующих композиторов. Отображение ярких звуковых экспериментов, инновационных ритмических программ в «Новых музыкальных ресурсах» захватывает внимание при чтении книги.

Научный руководитель — В. С. Ценова


  1. Этот термин впервые вводится в труде итальянского композитора Ферранини в 40-е годы (Милан). Далее он появляется в работе еще одного итальянского композитора — Б. Бартолоцци в 50-е годы. В отличие от Ферранини в работе Бартолоцци приводятся примеры данной техники игры из его же собственных композиций (по информации О. И. Танцова). [обратно]
  2. Дословно «tone-cluster» переводится как «звуковой кластер», но русский вариант этого термина не охватывает всей специфики данной теории и классификации кластеров. [обратно]
  3. Дословно этот термин можно было бы перевести как арпеджиация (от «арпеджио»), наложение. Но в данном контексте, имея термин противоположного значения (вычитание), мы используем два определения арифметического характера. [обратно]

Страницы: 1 2

Откликнуться