Vladimir Gromadin aka kryzander

Владимир Громадинvladimir@gromadin.com

Я, композитор

Зачем?…

Честно — не знаю.

Вы же еще и музыковед? Во мне живет как бы два разных человека, один из которых в состоянии думать о музыке, анализировать ее, искренне интересоваться самыми разными теоретическими вопросами, а другой — может мыслить лишь композиторски-инстинктивно, создавая свои сочинения. Они редко пересекаются; как правило, я не анализирую свою собственную музыку — это слишком сложно, одновременно две личности у меня в мозгу не уживаются :).

Это же не ультраавангард, как такая музыка вообще может писаться сегодня? Да, я не пишу ультраавангардную музыку, я не люблю препарировать инструменты (мне, как классически образованному пианисту, элементарно жалко рояль), я не стремлюсь написать все исключительно диссонантно или понравиться какой-либо комиссии. Но я знаю, что точно такая же музыка в современном композиторском мире редка — а на концертах современной академической музыки чаще всего выглядит белой вороной, что ее внешняя простота очень обманчива — равно как и иногда внешняя сложность.

Каждый уважающий себя электронщик должен писать музыку в такой-то программе, а Вы в какой-то другой! Музыку — даже с огромной ролью компьютеров — пишут люди. Компьютер, программа, синтезатор, карандаш и бумага — это всего лишь обычные инструменты. Когда я включаю программы, я уже придумал, что я хочу получить в результате — и дело технологий реализовать это наиболее простым и быстрым способом. Мне, в общем-то, неважно, каким способом я создаю музыку. Мне важно лишь реализовать то, что мне хочется — и я это умею делать довольно неплохо.

А вот тут какие-то совсем попсовые элементы!! Я живу сегодня и говорю сегодняшним музыкальным языком — таким, какой он есть; если я буду говорить только языком Булеза или Тарнопольского, это будет неискренне. А музыку я пишу искренне. Для меня нет деления музыки на разные ее части, я не хочу как композитор (хотя и могу без проблем — как музыковед) писать одну музыку с одними мыслями для одной аудитории и другую — с другими мыслями — для другой. Я один, и я говорю на том музыкальном языке, на котором думаю. Можно называть это тягой к классической логике единого музыкального языка, можно говорить о ретроградстве или просто считать чудачеством.

…мне хочется что-то говорить музыкой, и я пишу ее потому, что не могу иначе.

Я — композитор своего времени.

Предыстория

Пишу музыку с детства. Начинал с заданий на уроках сольфеджио: просили написать четыре такта — я писал восемь, просили 8 тактов — писал пьеску. И так и дорос в условиях города Братска Иркутской области самостоятельно до разнообразных тотальных и не очень тотальных сериализмов для ансамблей, попытавшись даже написать симфонию сразу в партитуре (получилось нечто компактно-одночастное, по стилю напоминающее неоклассицизм с шостаковичевским уклоном, только с добавлением электрогитар).

С 9-го класса ЦМШ начал заниматься в классе профессора композиции Московской консерватории Леонида Борисовича Бобылёва. В три года до окончания ЦМШ я написал кучу самой разнообразной музыки от циклов для отдельных инструментов (был симпатичный цикл для гобоя соло, даже написал его фортепианную транскрипцию в духе рахманиновских транскрипций сольной скрипичной музыки И. С. Баха), струнного квартета («У тебя получается написать додекафонию так, чтобы она звучала живой человеческой интонацией», как мне сказал мой профессор по поводу этого квартета в духе А. Шёнберга) до разнообразных фортепианных композиций (циклы для двух фортепиано, баллады, прелюдии, сонаты и так далее) и оперы («Поди туда — не знаю куда, найди то — не знаю, что» на свое собственное либретто по русской народной сказке, написал 4 с половиной картины из планировавшихся семи). К концу ЦМШ впал в творческий кризис, за последнее полугодие написал только одно сочинение: две прелюдии и фуги для фортепиано. Фуги изначально были написаны как задания по курсу полифонии (на собственные темы и по собственному разумению — это были задания с полной свободой творчества), который вел тоже Л. Б. Бобылёв. Эти две фуги (4-хголосная в соль мажоре и 3-хголосная в фа мажоре) показались очень симпатично-музыкальными, несмотря на свою техническую изощренность, и к ним были дописаны прелюдии. В таком виде это и было представлено на выпускной экзамен; там они очень понравились комиссии, что, однако, не прервало творческого кризиса. В этот цикл также вошли два канона для фортепиано — двух– и трехголосный. Оба ракоходные, трехголосный особо изощренный; эти каноны мне до сих пор очень нравятся: они красивые и в них абсолютно не слышно технического остова. Такой подход и стал моим творческим композиторским кредо: должно звучать красиво, а внутри иметь максимально навороченную конструкцию, которая, тем не менее, не должна мешать слушать музыку.

На первом семестре первого курса консерватории я написал буквально один цикл, и тот зимой — во время поездки домой в Братск. Это был цикл «Garland» (гирлянда) для фортепиано, который был построен по модели венка сонетов — последняя пьеса составлялась потактово из начал предыдущих. Пьесы разделялись отыгрышами (как бы из разбитой на части квазbджазовой пьесы) и стихами различных восточных поэтов от Хайяма до Исфахани. Симпатичный цикл, но «на перепутье». Следующей пьесой была уже моя первая электронная композиция — universe для фортепиано и электроники («Вселенная», изначально называлась «Движение планет»). Я на ходу учился писать электронную музыку, совершенно не думая о том, зачем, почему, как к этому кто бы то ни было отнесется — мне просто нравился процесс и то, что у меня получалось. Интерес был спровоцирован курсовой по гармонии, которую В. С. Ценова предложила написать мне по гармонии в электронной пьесе московского композитора Игоря Кефалиди.

История

Собственно, электроника и вывела меня из творческого кризиса, показав путь, по которому я иду до сих пор. Сегодня все мои сочинения так или иначе используют электронные технологии — для особенных звучаний, для особенных алгоритмов и для многого другого. Электронная музыка для меня — это возможность из расплавленной массы самых разных стилистических элементов создавать каждый раз особенный сплав.

Основные мои сочинения (не все, но самые главные) можно всегда послушать в соответствующем разделе этого сайта. В основном, это пьесы для какого-либо живого инструмента и электроники. Это Moon.happiness для саксофона и электроники, Nostalgie для клавесина и электроники (2007), Sea.happiness для фортепиано и электроники (2008), Wind.happiness для органа и электроники (2008), Курдль для камерного оркестра (2007), Undefined but melancholic для фортепиано и алгоритма (2010).

Календарь
Май 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
« Авг  
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031