В наследии Ю. Н. Холопова есть необычная статья «Процесс сочинения (к прелюдии A-dur)», написанная в марте 1969 года и опубликованная в сборнике «Идеи Ю. Н. Холопова в XXI веке»1. Необычность ее в том, что Юрий Николаевич попробовал пошагово проследить процесс сочинения своего небольшого произведения (к сожалению, сама прелюдия не сохранилась).
Что означает «пошагово»? Во-первых, необходимо «зафиксировать каждую идею, возникающую по ходу дела». Например, ему приходит в голову ритм шесть восьмых, он его наталкивает на стиль Бородина с ритмом две восьмые половинка две восьмые, далее плавно возникает собственно мелодическое ядро и развивается нарастанием. И так далее, причем он фиксирует и те варианты, которые были отброшены или просто не получились. Записывает контекст, будь то фоновая музыка (Бах и Лемуан, видимо, за стенкой) или музыкальные образцы, вертящиеся в голове (в первую очередь, Бородин, побочная партия 1-й части Второй симфонии и хор половецких девушек из «Князя Игоря» «Там так ярко солнце светит»), т. е. все возможные источники интонаций и идей создаваемой музыки, все, что могло повлиять на мысли автора.
Записывает эстетические оценки, положительные и отрицательные, возникающие на разных стадиях сочинения. «Нравится» или «не нравится», «благородное терцовое соотношение» для модуляции или «H-dur здесь плох, h-moll хорош» и так далее.
Получается стенограмма мышления композитора.
Полностью читайте на сайте «Теория цифровой музыки»