Vladimir Gromadin aka kryzander

Владимир Громадинvladimir@gromadin.com

Сочинение музыки как инструмент ее анализа // Мое // 24.04.2013

Прелюдия в ля мажоре

В наследии Ю. Н. Холопова есть необычная статья «Процесс сочинения (к прелюдии A-dur)», написанная в марте 1969 года и опубликованная в сборнике «Идеи Ю. Н. Холопова в XXI веке»1.  Необычность ее в том, что Юрий Николаевич попробовал пошагово проследить процесс сочинения своего небольшого произведения (к сожалению, сама прелюдия не сохранилась).

Что означает «пошагово»? Во-первых, необходимо «зафиксировать каждую идею, возникающую по ходу дела». Например, ему приходит в голову ритм шесть восьмых, он его наталкивает на стиль Бородина с ритмом две восьмые половинка две восьмые, далее плавно возникает собственно мелодическое ядро и развивается нарастанием. И так далее, причем он фиксирует и те варианты, которые были отброшены или просто не получились. Записывает контекст, будь то фоновая музыка (Бах и Лемуан, видимо, за стенкой) или музыкальные образцы, вертящиеся в голове (в первую очередь, Бородин, побочная партия 1-й части Второй симфонии и хор половецких девушек из «Князя Игоря» «Там так ярко солнце светит»), т. е. все возможные источники интонаций и идей создаваемой музыки, все, что могло повлиять на мысли автора.

Записывает эстетические оценки, положительные и отрицательные, возникающие на разных стадиях сочинения. «Нравится» или «не нравится», «благородное терцовое соотношение» для модуляции или «H-dur здесь плох, h-moll хорош» и так далее.

Получается стенограмма мышления композитора.

Полностью читайте на сайте «Теория цифровой музыки»

  1. Холопов Ю. Н. Процесс сочинения // Идеи Ю. Н. Холопова в XXI веке. К 75-летию со дня рождения. М., 2008. С. 375–379. []
Click on a tab to select how you'd like to leave your comment

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Календарь
Октябрь 2020
ПнВтСрЧтПтСбВс
« Авг  
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031