Vladimir Gromadin aka kryzander

Владимир Громадинvladimir@gromadin.com

38 // Жизнь // 20.03.2007

Вчера прошел концерт класса композиции, где мое сочинение стало «хедлайнером».

Прозвучала пьеса для фортепиано и электроники. Изначально там предполагалось фортепиано, live electronics и хотя бы один клавишник за джаз-органом (желателен был еще один, за другой клавиатурой с хорошим количеством контроллеров за достаточно навороченной фактурой). Естественно, поскольку есть некоторые проблемы с аппаратурой и людьми, пришлось сократить реализацию и сделать просто фортепиано, фонограмму и live electronics. Суммарно два человека, два ноутбука, две аудиокарты, две колонки, один микрофон, один внешний монитор и одни наушники.

Я сидел за фортепиано, njazz — за live electronics (и едва ли не в большей степени за звукорежиссурой). Надо было бы наоборот (поскольку я лучше знаю свое собственное сочинение), но за сжатые сроки и я не успел выучить свою фортепианную партию, другой тем более не успел бы..

На ноутбуке запускали Nuendo с фонограммой и там же live звучание фортепиано проходило обработку (два трека плюс общий выход на Group channel, суммарно достаточно сложная конструкция из взаимосвязанных плагинов). На монитор — таймкод в тактах (чтобы я понимал, где нахожусь, а не считал судорожно паузы в партии), в наушники — микс с метроном (правда, я его не все время использовал, не всегда было удобно). В противном случае, естественно, я бы вообще ни с чем не совпадал — на сцене подзвучки не было, следовательно, мало что было слышно.

В результате народу весьма и весьма понравилось, мы остались: результатом музыкальным — скорее недовольны, чем довольны, результатом практическим — крайне довольны. Во-первых, отрепетировать не успели. 40 минут перед концертом вместо репетиции и настройки были потрачены на попытки заставить работать конструкцию, которую njazz случайно снес (там достаточно глючные драйвера карты, о чем было в предыдущем посте. Возможно, глючной была просто связка из конкретной Windows, Nuendo 3.2 и собственно последних драйверов M-Audio). Поэтому live было в прямом смысле, мы вообще ни разу композицию так не играли (только тестировали звучание рояля плюс раза 4 прогнали первые такты). И понятия не имели, как она прозвучит. Плюс njazz пришлось сидеть, в основном, не за привычным своим ноутбуком, а за моим. Что ему уверенности явно не прибавляло.

Глючил таймкод, а именно при переходе на десятки и сотни «опускал» первую цифру. То есть вместо 22 показывал 2, и все. Надо было вручную отключать и включать заново — после чего все приходило в норму. Глючили мы, наконец — от случайного включения композиции при Mute на треке фонограммы (соответственно, мысли «а почему звука нет…») до полного отсутствия понятия, как же это должно вместе звучать. В результате рояль звучал излишне громко, например. Я мог бы и играть потише, если бы знал, с какой громкостью надо…

С другой стороны, по сравнению с предыдущими моими и нашими выступлениями с подобными сочинениями — прогресс. Kryzander&njazz обрастают аппаратурой, уже на двух ноутбуках сидим (из которых один (мой) глючит, поскольку не было времени на него поставить нормально все, что нужно, только в спешке (надо было бы хотя бы ставить менее глючную версию Nuendo; а другой (njazz) перегревается, поскольку такая вот конструкция у этого замечательного Fujitsu-Siemens…), в следующий раз будем сидеть уже с контроллерами и кучей всякой лишней всячины. Зато крайне пафосно выглядит. Особенно свалка шнуров (к сожалению, именно она не была с должным пафосом сфотографирована…).

14 Responses to 38

  1. хороший, видать, експириенс!)

  2. а услышать запись можно? ;)

    а я почему-то к Ableton Live очень прикипел, пока что всё в нём делаю. удобно невероятно.

    • а мы раньше делали в Ableton один проект в Доме (я за Ableton, njazz за своей ямахой), просто там не настолько удобно делать сложные проекты, где не столько крутить много, сколько надо, чтобы работало.
      Записи нет (надо было ставить тогда еще микрофоны в зале, до чего руки не дошли). Есть электронный вариант с Бёзендорфером в качестве рояля (в принципе, он даже симпатично звучит…), если устроит…

      • меня точно устроит, раз сам электронными роялями не брезгую :) а Бёзендорфер к тому же любимая марка.

        • Ссылка. Композиция называется Nomadi d’amore, год назад зимой сдавалась на зачете по композиции… На самом деле такой вариант даже лучше — потому что сыграно гораздо лучше, чем я вживую изображал. Но, тем не менее, теряется разница между живым звучанием и производной от него электроникой…

          • честно говоря, несколько разочарован. не совсем понятна причина обращения к электронике в этой музыке. для меня электронная музыка несет две очень большие проблемы — проблему формы, организации материала и проблему обусловленности — она должна нести нечто принципиально иное, чем инструментальная музыка, иметь собственный смысл, обладать самодостаточностью, заключать в себе причину своего возникновения и т.д. И музыка эта, мне кажется, могла быть и длиннее, и короче, т.е. причину именно такого объёма звучания я тоже не нашёл. быть может, плохо искал, это вполне возможно.
            да, ещё удивило невысокое качество звука…
            а что сказали на зачёте, и где этот зачёт происходил?

            • По поводу качества звука — я как раз не фанат стерильного звучания (оно чересчур просто достигается), плюс, если понятна идеология джаз-органа (там орган от NI использовался), то будет ясна и тенденция к такому звучанию ;-) Правда, у меня тогда серьезный встречный вопрос — а на чем слушали-то? Поскольку все искажения конкретно цифровые, что хорошо прослушивается на нормальной акустике. Или ты что-то другое имел в виду под качеством звука? Серьезно, просто подобная фраза очень удивила :-) На самом деле, еще существует lo-fi ;-) который мне подчас очень нравится :-)
              Само по себе звучание достаточно сложное и взаимосвязанное (ради чего и бралась живая электроника).

              Зачет, естественно, в 35 классе (а где еще). В целом, комиссии больше нравятся мои сочинения с нотами и меньше нравятся сочинения без нот (за исключением крайне положительной реакции Тарнопольского один раз; при этом многим там композиция — это было на втором курсе, летом — вообще не понравилась). Это сочинение было без нот, но части — вроде моего профессора — понравилось. Поскольку профессор хорошо разбирается в электронной музыке (хотя ее и не может сам сделать), я ему доверяю :-)
              Вопрос с формой комиссией был решен в трех разных вариантах: 1) крайне четкая форма; 2) открытая форма; 3) это вообще джяяязз. Это нормально, они всегда так :-) Первые — это те, кто понял простую двухчастность композиции (остальные искали что-то вроде сонатной формы), из которой первая часть — рондо из 5 разделов, вторая часть — волна (нарастание и спад), по времени они приблизительно равны. Вторая часть начинается с соло джаз-органа. Базовый материал — исключительно в партии фортепиано, все остальное — параллельно идущие вариации. Сама же партия фортепиано — это 5–6 гармоний, остальное — logical editor.
              Открытость формы может быть, что я не считаю проблемой в данном случае; это скорее ощущение от элтоноджоновского рояля, которое само по себе может длиться сколько угодно. Но открытая форма находится не в сочинении, а в слушателе, поэтому это к вопросу восприятия скорее.
              По поводу самодостаточности и прочего — а с чего бы электронная музыка должна категорически отличаться от неэлектронной? По гармонии здесь — сонорика со всеми вытекающими средствами развития. Электронной музыки отдельно не существует, самодостаточность есть скорее в акустической, ибо ее пространство замкнуто, в электронной просто нет границ, она скорее открыта во все стороны. При этом сделать такую композицию без электроники — невозможно.
              P.S. большое спасибо за отзыв :-)

          • иными словами, по моим ощущениям если здесь оставить один рояль без всякой электроники, то музыка бы скорее что-то приобрела, чем потеряла…

            • я обычно иду обратным путем. Здесь реально нет даже солирующего рояля как такового, он, собственно, фактуру одну и ту же играет (даже не столь существенно, какие конкретно ноты в рамках гармоний…) Здесь одно нажатие на рояле создает большое акустическое движущееся пространство, которое перемещается по помещению, взаимодействуя с роялем или уходя в «свободное плавание». Реально все пространство — это отражения рояля. При этом рояль сам в себе, конкретно в live electronics, несет часть этого пространства. Т. е. оно не на пустом месте возникает.
              Но каждый всегда имеет право на свою точку зрения :-)

              • я просто против того, чтобы электроника играла то, что могут сыграть акустические инструменты. когда электроника играет ноты, а тем более аккорды, сразу возникает ощущение испорченного оркестра или каких-либо солирующих инстурментов. об этом очень хорошо говорит Просняков в лекциях об электронной музыке Штокхаузена.
                в любой электронике, что я знаю, звучание в той или иной степени стерильное (Bayle, Reibel, Schwarz, Parmerud, Henry, Dhomont, те же Штокхаузен с Ксенакисом, Алла Загайкевич), по-моему, все к этому стремятся и это не так уж просто достижимо, стерильность звучания того же Bayle вызывает у меня жгучую зависть — без соответствующей техники это невозможно. в популярной музыке то же самое — стерильность записей что Бьорк, что Мадонны вызывают восхищение современными технологиями и безумной техникой, которая за этим стоит. в чём же прелесть lo-fi?..
                насчёт 35 класса — зачёты по композиции не только в Московской консерватории бывают, откуда ж я мог знать ;) А ты на каком курсе и у кого учишься?

                • Вообще-то ЭТО и так сыграть акустические инструменты не могут, это я абсолютно точно заверяю :-), спорили с Хрустом долго один раз (безрезультатно, правда :-)). В принципе, мы с ним пишем иногда очень похоже, только разными средствами. Он измывается над живыми инструментами, я просто использую электронику. Естественно, тебе может не нравится джаз-орган, но он тоже акустически не существует. Только электронно.
                  Стерильность достижима любой современной программой. Именно поэтому рвутся к аналоговым инструментам, которые не стерильны, по сравнению со своими цифровыми копиями. И нестерильный электронный джаз-орган существенно живее, чем обычный, более стерильный орган.
                  Этой пьесе как раз до lo-fi как до Луны ;-) lo-fi просто пытается создать ощущение живого звучания в искуственном звуковом пространстве — колонки далеко не зал.
                  Ты GRM Tools слышал? Тогда сразу поймешь, как эта стерильность в GRM делается :-)
                  У Штокхаузена, чаще всего, до цифровой стерильности пилить и пилить. Там ОЧЕНЬ хорошие аналоговые синтезаторы, я про вертолеты уж не говорю… Абсолютно нестерильное звучание :-) Мадонна — да. Математические синтезаторы и Roland форева :-) Мне у нее скорее нравится сведение и мастеринг, когда на любых колонках звучит шикарно — вот это деньги и стоит. А синтезаторы там не такие уж и дорогие…
                  За действительно высококлассным звучанием — это куда-нибудь к Kraftwerk (берется одна нота — и уже все сказано). Вот тут действительно и оборудование чересчур дорогое…

                  Я у Бобылева.

  3. скоро моя звуковуха заведёт свой блог и разместит там эту фотку ;)

Click on a tab to select how you'd like to leave your comment

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Календарь
Апрель 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
« Авг  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930