Vladimir Gromadin aka kryzander

Владимир Громадинvladimir@gromadin.com

34 // Жизнь // 17.03.2007

Окончательное название дипломной работы: «Музыка цифрового века: вопросы теории».

Исходные посылки:

Мир вокруг нас полон звучаний, многие из них мы считаем музыкой, плохой или хорошей — но музыкой. За последние годы этот звуковой мир вокруг нас сильно изменился, то, что слышит современный человек, где, каким способом и в каких количествах — еще двадцать лет назад не предполагалось даже в научной фантастике. Вопрос, что есть музыка и чем она отличается от общего набор звуков вокруг человека — один из наиболее важных сегодня. Где проходит грань между звуковым дизайном окружающего пространства и музыкой, между «естественно-природными» и «искусственными» звучаниями, между «человеческой» и «механической» музыкой, кто реально создает это, что зависит от каждого участника процесса — наконец, из каких частей состоит феномен музыки.

Известная триада «композитор-исполнитель-слушатель», как и не менее известное imt, в современном мире высоких технологий, ускоренных темпов жизни и тотальной нехватки времени (что оказывает грандиозное влияние на всю культуру, модифицируя ее в соответствии с новыми реалиями) теряет свой смысл. Они могут существовать в таком виде только в рамках концепции целостного музыкального произведения и живого концертного исполнения. Смерть второму предрек десятилетия назад Гленн Гульд, отметив, что «при этом у меня вовсе не было ощущения, будто я высказал нечто особенно радикальное» (1966 год. Статья «Перспективы звукозаписи» // Гульд Г. Избранное. Кн. 2. М., 2006. С. 95). На сегодняшний момент наблюдается уже явный перевес электронных медиа над традиционным «живым исполнением», достаточно сильно изменивший расстановку сил на музыкальной арене.

Первая же концепция (целостного музыкального произведения) не исчезает, но существенно видоизменяется одновременно с изменением ситуации слушания музыки. Каждое звучание ценно само по себе — точно так же, как ценна любая жизнь на планете. Иными словами, важно не только то, что могло прозвучать, но и именно то, что прозвучало. Современное бытование музыки крайне часто игнорирует заданную композитором форму, давая возможность слушателю решить, что конкретно будет звучать — иными словами, давая слушателю те возможности, которые раньше были только у исполнителя.

Эти и многие другие изменения — иногда, казалось бы, мелкие и незначительные — привели к тому, что некоторые важные музыкально-теоретические предпосылки стали неадекватными существующей физической реальности: сегодня существует достаточно много теоретических проблем, которые не имеют решения в рамках принятых подходов. Это и теоретические проблемы электронной музыки (включая сам факт существования или несуществования электронной музыки как отдельного феномена), и соотнесенность подходов к разным «музыкам» разных стран, времен, субкультур и так далее. Да, теоретически музыкальная наука может обходиться без определения базовых понятий, как и физика может утверждать закон сохранения энергии без ответа на вопрос «а почему действует именно этот закон». Музыкальная наука также может постулировать различные подходы к различным видам музыки. Но проблема в том, что в современном мире цифровых технологий вся музыка постепенно переходит в единое информационное пространство и начинает восприниматься людьми одной и той же культуры (с некоторыми изменениями, естественно). И люди не могут одновременно переключаться при прослушивании разной музыки на разные способы понимания мира; современный человек не может воспринять наскальную живопись так же, как первобытный — сегодня невозможно «отключить» в мозгу все, что создано современной цивилизацией, от элементарных знаний до осознания глобальных мировых законов.

Поэтому и само существование музыки в современном информационном пространстве требует осмысления, требует понимания тех основ, на базе которых вообще возможно ее существование в подобном пространстве. Мы не вправе просто игнорировать какие-то отдельные составляющие звукового мира современного человека, основываясь на том, что еще полстолетия назад они не предусматривались теорией музыки.

Click on a tab to select how you'd like to leave your comment

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Календарь
Апрель 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
« Авг  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930