Vladimir Gromadin aka kryzander

Владимир Громадинvladimir@gromadin.com

19 // Жизнь // 25.02.2007

Сидел, изучал случайно подвернувшиеся под руку ноты 12 notations pour piano Булеза (как всегда, перерывая папку Incoming омуля – файлы сначала ставятся на закачку и только потом начинаю думать, а зачем оно мне надо. Хотя иногда качаю что-то по просьбе друзей с более тормозным инетом).

Играть, конечно, было неудобно (монитор сбоку, а не на инструменте стоит), но интересно же. Сочинение молодого 20-летнего Булеза, 12 маленьких характерных пьес для фортепиано. И меня когда-то тоже начинали учить писать с таких циклов. В чем есть и положительные стороны (мелкая работа, все-таки, вырабатывает ювелирный подход к сочинению – чего мне в последние годы катастрофически не хватает), и отрицательные – крупные формы тоже надо уметь строить, и, возможно, удобнее будет идти от крупного к мелкому, то есть писать единое целое, хотя и частями. Чтобы сразу была потребность собрать единую форму, а не набор отдельных пьес, объединенных по принципу контраста.

Итак, все пьесы донельзя маленькие, объединяются тем самым принципом контраста. Наиболее ярко подается разница между механизированными пьесами с четкой ритмикой (4, 6, 8, 10) и квази-импровизационными (5, 7, 9, 11). Симпатично звучат мессиановские медленная третья пьеса и быстро-ритмичная четвертая. Да и восьмая-девятая производят крайне приятное впечатление. За одним исключением: музыка не настолько красивая в целом, чтобы оправдывать свое исполнение. Но и не настолько технически интересная, чтобы заинтересовать формальной стороной (мне 12 notations до жути напоминают мой первый цикл, написанный под профессиональным руководством, который назывался просто «Прелюдии» и тоже периодически слегка косил под Мессиана в медленных разделах. Вот только Мессиана я тогда не слышал ни разу).

Все правильно, все на месте, форма нигде не разваливается (было бы где, чересчур маленькие масштабы). Никаких открытий и никаких особенных разочарований. Музыка, лавирующая между 12-тоновостью и репетитивностью в силу того, что весь материал здесь ну никуда не развивается. Хотя теоретически возможно; другое дело, что можно было бы сделать в послевоенные годы, когда эта музыка писалась. Музыка, которую никто бы не заметил (она достаточно симпатично выглядит, но звучит уже не так хорошо), если бы не фамилия Булеза.

Вроде как положено находить в ранних произведениях столь знаменитых авторов черты, приведшие потом к чему-то там. Но зачем? Проблема «что делать с этим материалом», кроме как заканчивать его проводить как можно быстрее и просто комбинировать минипьесы, возникала тогда не только у Булеза. То есть оригинальности в этом никакой. Булезх просто эту проблему по-своему решил. А мог бы и минимализмом заняться, например.

P.S. Кому интересно – ноты (буквально полмегабайта) выложены на ifolder

One Response to 19

  1. El pare no es pot saber per una ra??:Una ciutat de barrufets com la que coneixem i debatim comporta MOLTS barrufets MASCLES i UNA SOLA barrufeta FEMELLA….a saber les farres nocturnes que es monten… perque ells si que son grans i entenen les intringulis… d&?a712;8ix#?… sexuals? XD

Click on a tab to select how you'd like to leave your comment

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Календарь
Апрель 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
« Авг  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930