Почему у нас так любят делать трагедии из смерти? Почему столько народу считает своим непосредственным долгом страдать, услышав о смерти какого-то известного человека, более того, возмущаться, что другие как-то не считают нужным делать из этого трагедию и тоже страдать и реветь?
Да, человек умер, да, это плохо, большая потеря и так далее. Считается, что он своим творчеством заслужил, чтобы остаться в памяти потомков. Ничего подобного; заслужило его творчество: память о человеке — это память не о нем, но о его делах. Сорок первая симфония Моцарта осталась в веках, но для того, чтобы ее ценить, необязательно каждый год вспоминать о Моцарте в его день рождения или день смерти (в голову сразу приходят консерваторские концертные абонементы (не Московской филармонии в залах консерватории, а именно Московской консерватории), которые почти все памяти кого-либо или чего-либо, из-за чего меня от них просто тошнит). Правда, ассоциация абстрактной музыки с понятным портретом какого-либо человека — один из основных приемов пропаганды музыки. Но предполагается, что профессиональные музыканты слушают музыку, а не ловятся на имидж (хотя на самом деле это, к сожалению, часто не так).
Да, создание из смерти трагедии — это очень хороший пиар творчеству умершего человека (именно поэтому лучший композитор — мертвый композитор, причем без шуток). Но, елки-палки, трагедия — тогда, когда человек умирает, это можно предотвратить, а никто не предотвращает. А вот если человек умер (что со всяким когда-либо произойдет), то ему уже все равно. Хуже или лучше от громыхания по всем СМИ ему не станет. Если человек просто умирает, следуя естественному порядку вещей — это не трагедия, это факт. Можно к нему относится и грустно, но факт трагедией от этого не станет.
Все гражданские и негражданские панихиды в таком случае — пафос, пиар, показуха и просто тупизм. Если человек не страдает, это не значит, что он оценивает труды ушедшего в иной мир.
Как аналогия. Если в бою умирает солдат, то лучшее, что могут сделать его товарищи — еще плотнее сомкнуть ряды и продолжать биться за дело, за которое солдат умер. Соболезнование будет просто издевательством над идеалами погибшего. Дело существенно важнее, чем панихида.
вчера ближе к вечеру на прощание стало валить очень много народу, была большая очередь. и нам, чтобы попасть в корпус малого зала на занятия, тоже пришлось торчать в этой очереди.. там такие психованые тётеньки стояли. начали на нас наезжать, что вот мы так себя ведём, лезем вне очереди, а «ради НЕГО можно и подождать!»(с)
как меня это всё взбесило! да какое они вообще имеют к нему отношение?! какое они имеют право приходить и прощаться с ним, если в жизни они не были даже знакомы?! это что, желание поглазеть на знаменитого покойника? или таким образом они чувствуют, что становятся какой-то значимой частичкой истории?
ага, мне наши сотрудницы то же самое говорили — чтобы пройти из Малого зала в Белый, приходилось ползти по полчаса… А я просто не поехал в консу (правда, по другой причине)…
А всем хочется почувствовать себя важнее, чем есть на самом деле Типа пришел на прощание — принадлежишь к более высокому классу людей, чем те, кто забил на это…
Знаешь, меня больше удивляет, почему надо показывать фильм о человеке только после его смерти. Главное, интересный фильм! И снимался он, пока все были живы. И наверняка был готов…
Постараюсь в следующий раз записать. Только вот когда будет этот следующий раз? Через год?..
Смерть — повод для пиара… тем более что съемки фильмов под конец жизни героя фильма стали как-то уже традиционными (потом можно с надрывом рекламировать фильм)…
А, ну да, ну да…