Vladimir Gromadin aka kryzander

Владимир Громадинvladimir@gromadin.com

Аспирантский концерт кафедры композиции // Искусства // 16.01.2008

Вернулся с аспирантского концерта кафедры композиции Московской консерватории (точнее, с первого отделения, на второе не остался бы в любом случае по внемузыкальным причинам), прошедшего в Рахманиновском зале.

Во-первых, поздравляю timalism (спасибо ему и за то, что проинформировал о концерте в своем жж) и njazz с исполнением их сочинений :)

Во-вторых, резюмирую свои впечатления (те названия, которые я по памяти помню не совсем точно, я предпочел не указывать; программки под рукой нет).

1. Начну с плохого. Было несколько сочинений, которые мне — при любой степени моего уважения к их авторам — категорически не понравились как слушателю. Это Камерная симфония Артема Ананьева, нечто фортепианно-концертное Михаила Ченцова и очередной опус Николая Хруста.

Из них проще всего с последним сочинением — мне просто не нравится такая музыка и такие тембровые решения, поэтому оценка чисто слушательская и к качеству музыки непосредственного отношения не имеющая (музыка, на мой взгляд, очень даже профессиональная, …но не мое совершенно).

У Михаила Ченцова мне, наоборот, сразу же понравилось тембровое звучание (ну люблю я классическое звучание фортепиано (играл автор), тем более поддержанного мини-оркестром). Однако качества чисто профессиональные сыграли несколько злую шутку. После симпатичного первого раздела (попса попсой (besides, я не вкладываю в это слово ничего плохого), по большому счету, но звучит очень неплохо) дальнейшее оказалось просто нанизыванием разных эпизодов, причем достаточно стандартных. Тот задел, который был в начале, куда-то растворился. И это грустно. Материал категорически не соответствует технике реализации. Есть идеи, но с их развитием и выстраиванием из них целостной композиции уже значительно хуже, на мой взгляд.

NB именно эти два сочинения больше всего понравились публике :)

Откровенно худшим сочинением я бы посчитал (при всем уважении к Артему) Камерную симфонию. Меня не устроила ни звучность (стандартная донельзя), ни техническое выполнение симфонии. Поначалу нанизывание эпизодов, хотя по логике мысли автора (насколько она угадывалась), они представляли собой нечто связное. Далее — стандартное нагнетание (привет busidoremikle с его средним разделом диплома) и реприза начального фрагмента. Сам я постоянно борюсь с подобным разваливанием композиции на части (ввиду некоторых особенностей привычных для меня технических приемов, это иногда превращается в серьезную проблему), поэтому реагирую на такие вещи очень остро, извиняюсь. Здесь получился выхолощенный скелет симфонии, где все есть, но это «все» есть только по той причине, что «так положено». Внутренней музыкальной необходимости не было. Оригинальности, в общем-то, тоже (на мой слух, я не претендую на истину в последней инстанции).

2. Продолжу нормальным. Сочинение, которое мне показалось средним — композиция Андрея Кулигина, открывавшая концерт. С одной стороны, никаких принципиальных профессиональных претензий у меня нет (да и в принципе не припомню, чтобы к его творчеству они у меня были). С другой — мне лично не хватило своеобразия. Все очень выверенно, все в рамках стиля, но слушал я с некоторой скукой…

3. Перейду к понравившемуся. Полное отсутствие каких-либо вопросов было лишь к одной композиции — «EDES…» Тимура Исмагилова, то бишь timalism’a. Мне реально понравилось постепенное выведение тональных звучаний и продуманность всего развития (как на микроуровне, так и на уровне всей формы), в том числе продуманное тембральное решение: только нужное и ничего лишнего, это относилось и к препарированию части нот рояля. Большой респект автору :) После предыдущых номеров концерта было просто очень приятно слышать что-то очень профессиональное, качественное, красивое и вдобавок незатянутое :)

Композиция Нины Фарниевой мне показалась симпатичной (как и другая ее музыка, которую я слышал на дипломе у нее), может, недостаточно яркой. Возможно, ухудшило впечатление не самое удачное для ее пьес соседство с композицией Андрея Кулигина (близки по звуковысотным решениям :). Пожалуй, кроме «симпатично», ничего больше и не могу сказать… Сократить бы ее разве что…

Композиция «Игра теней» Алексея Наджарова, то есть njazz’a, сколько бы автор по ее поводу не возмущался, тоже звучала очень даже слушабельно :), даже при моей нелюбви к подобному сочленению ансамбля с ударными :). И выделялась заключительным разделом среди всех сочинений, слишком специфично формируется фактура :) (вдобавок — знакомо :)) Единственный вопрос, возникший при прослушивании: а не затянуты ли немного разделы (но это вопрос чисто профессиональный, просто хорошо представляю, как такую фактуру можно получить :-)? С одной стороны, не переходят в психоделику, с другой, вроде как ощущение «я уже понял, в чем суть», срабатывает раньше физического окончания раздела.

Наконец, финальное произведение первого отделения — композиция Анны Михайловой — тоже прозвучала очень весомо и профессионально. Правда, я спокойно отношусь к подобному стилю (и поэтому мне не хватает яркости в пьесе), но соотношение стиля, техники реализации и продуманности композиции очень даже убеждало.

В целом, концерт прошел очень даже успешно. 1) Не думаю, что все авторы показали лучшее, на что они способны, поэтому оценки сочинений — это не оценки таланта авторов :) 2) все оценки — исключительно мое личное мнение по окончании концерта, это не окончательная истина :) и я вполне допускаю, что у кого-то мнение совершенно противоположное :) Буде у кого такое есть — было бы интересно обсудить :)

UPDATE: точные названия сочинений, взято из ЖЖ timalism’a:

Андрей Кулигин. «Дубль» и инвенция ля мажор
Нина Фарниева. «Белое», «Прозрачное&raquo
Николай Хруст. Проблеск Экхарта для сопрано, двух скрипок и альта
Артём Ананьев. Камерная симфония
Михаил Ченцов. Фантазия для ф-но и ансамбля
Алексей Наджаров. Игра теней
Анна Михайлова. Метаморфозы

6 Responses to Аспирантский концерт кафедры композиции

  1. Спасибо за отзыв. Рад, что понравилось!

  2. быстро ты — уже написал! «всем пример», что называется. осталось «довести идею до» и писать в реалтайме со смартфона ;)

    у меня в целом хорошие впечатления от концерта, присоединюсь к поздравлениям!

    ну я особо-то и не возмущаюсь, в принципе доволен исполнением, просто я её настолько уже наизусть знаю, что мне её сложновато воспринимать по-новому и в своей оценке этой пьесы я наименее адекватен. А исполнила «Студия Новой Музыки» хорошо, им очередное отдельное спасибо. про форму — сложный вопрос, который меня больше всего волновал в исполнении. на репетиции последний раздел мне показался разваленным, а на концерте — нет, хотя по времени абсолютно одинаково и играют они достаточно точно. Есть о чём подумать, это радует
    • ..при таком построении фактуры как раз есть особенность — привыкаешь. То есть то, что сначала кажется разваленным и длинным, постепенно вроде как и ничего, хотя слушатель, которые впервые слышит, будет привыкать ровно столько же раз :)

      не. со смартфона я столько знаков буду неизвестное количество времени набирать))) я уж тогда бы просто дошел до кабинета и оттуда набрал)))) в разы быстрее))

  3. «Увядший мозг»

    Здравствуйте… Вы оказались сильнее нас.. мы не смогли дослушать не только до конца концерта, но и до конца 1 отделения (сбежали после 3 «произведения»). Хотелось бы узнать, как называется стиль такой «музыки»… сюр? постмодернизм? или что-то еще более накрученное?
    Мы запутались с определением стиля… «Мозг увял»…
    Если можно, дайте ссылку на одно из тех произведений или подобное. Может быть, получится вникнуть и понять такую «музыку»… Заранее спасибо!

    • Re: «Увядший мозг»

      ссылки на произведения можно посмотреть в журнале ’a, он свои периодически выкладывает. Есть мое — http://kryzander.livejournal.com/58521.html

      стиль у всех несколько разный, постмодернизм — это если все сочинения вместе рассматривать. А так — просто современная академическая музыка. До популярной музыки идет прямая линия через академическую электронику, затем экспериментальную клубную электронику и так до попсы :) все взаимосвязано.
      Но действительно требует вслушивания. Еще можно послушать (из более понятного) Venetian Snares «Rossz Csillag». Это поможет (это совсем не академическая музыка, очень известный электронный альбом, но в основе лежит музыка вроде той, которая звучала на концерте)..

Click on a tab to select how you'd like to leave your comment

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Календарь
Ноябрь 2020
ПнВтСрЧтПтСбВс
« Авг  
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30